Отвержение в группе. Задачи ведущего

Автор психолог Кирилл Алексеев

Отвержение в группе - это одна из наиболее сложных для ведущего ситуаций в групповой терапии. Когда вся группа объединяется в агрессивном отвержении одного из участников, под угрозой оказывается не только участник, но и целостность всей группы, а так же ее нормы.

От ведущего группы здесь требуется ювелирная работа. Ему необходимо выполнить три задачи: не допустить травмирования участника, сохранить группу и не дать сформироваться негативным групповым нормам, которые впоследствии будут снижать эффективность работы группы.

Не броситься защищать отвергаемого участника (ведь велик соблазн заступиться, чтобы не потерять участника и сохранить целостность группы), но и не пустить дело на самотек, полагаясь лишь на устойчивость участника. Не обесценить мнение группы, но и не присоединиться к ней. Не впасть в позицию судьи, но и не отстраниться, избегая всякой ответственности.

Если ведущий чересчур резво спешит на помощь отвергаемому участнику, группа испытает чувство вины и/или направит свою агрессию на терапевта, оставив участника без болезненного, но важного опыта. Если же ведущий, напротив, сохраняет подчеркнуто отстраненную позицию - участник будет травмирован и покинет группу, а группа так же погрузится в чувство вины, и атмосфера безопасности будет разрушена.

Дозированная поддержка

Дать необходимую поддержку в нужный момент и не обесценить при этом группу - задача крайне трудная. Но если удается помочь участнику остаться в группе и изменить свое поведение, поддержав при этом и группу, можно рассчитывать на очень хороший результат терапии для этого клиента.

Лучше всего делать поддерживающие интервенции ближе к концу групповой сессии, когда группа уже выплеснула агрессию. В крайних случаях, когда группа настроена очень агрессивно, бывает полезно вызвать агрессию на себя, чтобы дать атакуемому участнику передышку.

Если участника подчеркнуто игнорируют, ведущий понимает, с чем это связано и определяет ситуацию, как отвержение группой, имеет смысл мягко обращать на это внимание, но опять же в нужный момент и с нужной интенсивностью, чтобы не оказаться в роли миротворца, а отвергаемый участник не воспринимался группой как протеже терапевта.

Очень важно учитывать личностные качества отвергаемого участника. Если есть основания думать, что участник сможет выдержать давление группы, поддержка должна быть минимальной.

Можно считать правилом - давать поддержку только тогда, когда без нее обойтись уже никак невозможно. Искусство заключается в том, чтобы точно определить степень давления, с которой участник может справиться самостоятельно.

Иногда достаточно невербальных сигналов, иногда возникает необходимость вмешаться более активно, иногда бывает необходимо встретиться с отвергнутым участником лично, между встречами группы. Такие встречи хорошо поддерживают участника, но терапевту важно не вступить с участником в сговор.

Оптимальный вариант поддержки - это терпеливое и доброжелательное объяснение отвергаемому участнику и группе, что именно в поведении человека вызывает такую реакцию у окружающих и совместный поиск выходов из сложившейся ситуации. Важно предлагать участнику варианты решения проблемы, показывая свою заинтересованность в нем, но одновременно и демонстрируя уважение к мнению группы.

То есть терапевт здесь выступает в роли родителя, который не наказывает и не отвергает, а спокойно указывает на ошибки и предлагает пути их исправления. Таким образом, ведущий демонстрирует адаптивную модель поведения в трудной ситуации и задействует такой фактор как корректирующий анализ влияния родительской семьи.

Если ситуация совсем острая или отвергаемый участник очень неустойчив, ведущему имеет смысл мягко пресекать неадаптивное поведение участника и направлять его в более конструктивное русло. Например, не заставлять раздражающего группу монополиста замолчать, а пытаться перевести его бесконечный монолог на более личностный уровень.

Позиция ведущего

Как показывает практика, довольно редко участникам удается конструктивно справиться с ситуацией отвержения самостоятельно. Если ведущий группы бездействует, то участник либо прибегает к излюбленным защитам и становится недоступным для терапевтических вмешательств, либо покидает группу, что тоже, по сути, является защитной реакцией. Так что в ситуации отвержения на терапевта ложится значительная ответственность.

Чего делать не рекомендуется, так это присоединяться к группе или провоцировать ее на агрессию по отношению к одному из участников, идя на поводу у своего контрпереноса. Ведь иногда может возникнуть желание атаковать посредством группы участника, который является проблемным и тормозит работу группы. Здесь лучше дождаться, пока группа сама не проявит инициативу, так как провокация ведущего будет заметна сразу и это приведет к ощущению небезопасности у всех членов группы: "раз так поступили с ним, значит, так же могут поступить и со мной". Терапевт в этом случае очень легко лишается доверия.

В целом, главное над чем приходится работать ведущему: поддерживать нарциссический баланс у обеих сторон - участника и группы, и постоянно транслировать отвергаемому члену группы идею, что тот в силах изменить положение дел в лучшую для себя сторону. Если эти действия выполняются аккуратно и своевременно, то ситуация разрешается оптимальным образом. Участник снова принимается группой, а группа сохраняет свою целостность и становится более сплоченной.

Разумеется, отвержение группой - это крайний случай, и лучше до этого дело не доводить, вмешиваясь в процесс на более ранних стадиях, когда недовольство одним из участников только назревает. Суровые испытания редко бывают полезны.